Вторичный рынок в условиях COVID-19

Консалтинговая компания JETNET опубликовала обзор рынка деловых воздушных судов в первой половине 2020 года в условиях глобального кризиса COVID-19. Чтобы добавить контекст к этим выводам, Пол Кардарелли, вице-президент по продажам JETNET, сказал следующее:

«Не заблуждайтесь, рынок бизнес-авиации переживает стресс, и этот кризис не помогает. Но многие из глубинных причин этого стресса существовали до кризиса. Пока в этом году брокеры, дилеры и продавцы самолетов бизнес-класса проявляют сдержанность, чтобы не чрезмерно реагировать на негативные стимулы, которые сейчас окружают рынок. Они занимают краткосрочную позицию в отношении кризиса – временной аномалии, которую можно переждать. В результате этой практики многие ключевые рыночные показатели еще не стали чрезвычайно отрицательными.

Запасы. На момент написания этой статьи на продажу выставлено 2264 бизнес-джета, что составляет 10,07% от общего количества в эксплуатации.

Действующий флот. Технически – сейчас рынок покупателя, но едва ли так есть, и он держится на уровне от 10,1% до 10,3% с апреля. Хотя количество самолетов, поступающих на рынок в 2020 году, увеличилось, их было не так много, чтобы привести к избыточному предложению, и это далеко не те кризисные дни, которые были десять лет назад, когда запасы продаваемых бизнес-джетов увеличились почти до 18%.         

Ценообразование. Хотя цены на самолеты, выставленные на продажу, в 2020 году ниже, чем в 2019 году, массового снижения цен на них нет.

Розничные продажи. Сделки на вторичном рынке бизнес-джетов, проданных и сданных в лизинг за первые шесть месяцев с января по июнь, в 2020 году упали на 19% (с 1169 до 947 сделок) по сравнению с 2019. Безусловно, это существенно. Но брокеры и дилеры сообщают, что покупатели звонят. Таким образом, сокращение продаж, похоже, связано не столько с падением спроса, сколько с продавцами, которые еще не капитулировали перед проблемой рыночного предложения.  

Читайте также  Президент Bombardier Aviation Дэвид Колил уходит из компании

Что изменилось в этом году, так это состав того, что продается – немного старше, немного больше и дешевле, чем в прошлом году. В период с января по июнь 2019 года обобщенный подержанный бизнес-джет являлся моделью 2004 года по цене $4,4 млн, при этом категория легких/сверхлегких самолетов лидировала на рынке с почти 30%-ной долей всех проданных подержанных бизнес-джетов. В 2020 году такой самолет стал на два года старше, моделью 2002 года с ценой в $3,7 млн, при этом средние и суперсредние джеты являются лидерами на рынке с долей в 27,25% всех продаж самолетов, что на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля рынка в категориях Light/Super Light и Large/Long снизилась в этом году на 2,7% и 0,5% соответственно.

Имейте в виду, что сегодняшняя траектория рынка уже наблюдалась прошлой осенью, задолго до COVID. 2019 год был годом спада. По сравнению с 2018 годом продажи подержанных самолетов в прошлом году снизились на 12%, а запасы в конечном итоге выросли на 6% в годовом исчислении. Спрос снизился, поскольку в 2017–2018 годах был реализован большой отложенный спрос после рецессии. Мы начали работу в 2020 году уже столкнувшись с проблемой остывания рынка. К этому добавились два бывших подавителя рынка, которые снова стали актуальными: 1) BREXIT был ратифицирован в январе; 2) Очередные спорные президентские выборы в США назначены на ноябрь. В этом смысле 2020 год во многом похож на 2016 год, когда запасы и розничные продажи имели неблагоприятную тенденцию».

Полный отчет JetNet

Leave a Reply